Чтобы получить новых клиентов, 75% компаний планируют в ближайшие два года расширить ИТ-поддержку на новые регионы. 77% компаний ожидают увеличения числа подключенных устройств каждый год, а 84% ожидают увеличения объемов данных для хранения — это означает, что оптимизация обмена данными станет одним из способов дифференциации компаний для выигрыша в конкурентной борьбе.
Но важно понимать, что вопрос модернизации бизнеса для современных условий не ограничивается переводом транзакций в онлайн и внедрением инновационных приложений— более широкой и более актуальной темой является цифровая трансформация бизнеса в целом.
Переосмысление здесь — ключевое слово. Всем необходимым для полномасштабного (а не по остаточному принципу) внедрения электронной коммерции, онлайн-банкинга, телемедицины, практик дистанционного и онлайн-образования и различных форм удаленной занятости и государство, и бизнес располагали, как минимум, с начала 2010-х гг. Но стимула для перестройки бизнеса не было — прекрасно функционировали классические способы управления взаимоотношениями с заказчиками, цепочками поставок, хранения и обработки данных.
Ситуация пандемии коронавируса не только сделала невозможными любые виды взаимодействия при продаже товаров и оказании услуг, кроме цифровых, во многих отраслях — она за короткое время послужила необходимым стимулом, который был так необходим для вышеупомянутого переосмысления бизнес-мышления и стратегий.
Эксперты считают, что текущая пандемия ускорит реализацию цифровых технологий в обществе примерно в 2–2,5 раза. В частности, представитель Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко говорит, что планы цифровизации с горизонтом в 10 лет, касающиеся экономической жизни, в т. ч. ухода от обычных каналов розничной торговли в онлайн, видимо, будут осуществлены в течение трех–пяти лет.
Вирус выступил катализатором развития высокотехнологичных возможностей цифровых сетей для торговли, образования и досуга. Вполне очевидно, что одновременно наносится огромный экономический ущерб традиционным торговым центрам, кинотеатрам, концертным залам, книжным магазинам, стадионам и т. п. Тотальное изменение системы образования уже неизбежно — переход существенной части школьного, высшего и дополнительного образования в онлайн сегодня обсуждается уже не как идея, а на уровне реализации в кратчайшей перспективе. При этом, согласно прогнозам, в результате пандемии получит очень мощный импульс не только дистанционное обучение, но и технологии удаленной занятости и дистанционных форм взаимодействия, которые бурно развивались последние десять лет.
Что касается проблем подбора и адаптации кадров для предприятия — мы, как эксперты в этом вопросе, уверены в том, что взаимоотношения работника и работодателя по окончании пандемии существенно изменится — и это выразится не только в том, что многие традиционные предприятия начнут работать в дистанционном режиме, но и в том, что остановка части предприятий приведет к ситуации, которая у специалистов по человеческим ресурсам называется «рынком работодателя» — когда грамотного и опытного специалиста можно нанять за меньшие деньги, чем до кризиса.
В здравоохранении цифровые технологии неизбежно выйдут на первый план — точно так же, как сегодня невозможно представить себе актуальные новости без цитирования данных интерактивной карты распространения коронавируса, созданной Университетом Джона Хопкинса, в скором будущем самое широкое распространение получат телемедицинские технологии. При их помощи можно будет оказывать как первичную медико-санитарную помощь, так и другие виды медицинской помощи. Соответствующее законодательство вступило в силу в России как нельзя вовремя — с 1 января 2020 г. Медицинские эксперты особенно отмечают нововведения в законодательном регулировании регистрации программного обеспечения для диагностики и лечения людей – теперь не нужно регистрировать каждое обновление таких программных средств, что особенно критично для мобильных приложений — например, осуществляющих мониторинг деятельности сердечно-сосудистой системы пациента, находящегося под дистанционным наблюдением специалистов. Учитывая то, что телемедицинскую помощь можно оказывать как бесплатно, так и платно, у этого вида медицины вырисовываются серьезные перспективы развития как по линии ФФОМС, так и в рамках системы ДМС.
И совершенно неизбежной представляется новая волна цифровизации государства. Значительно модернизировав свои цифровые возможности в период пандемии, власть будет пользоваться ими и дальше — как для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределенными объектами в масштабах городов, так и для контроля населения, противодействия экстремизму, обеспечения взаимодействия силовых структур и т. п.
На следующей схеме сведены данные исследования McKinsey, посвященному перспективам цифровизации промышленных предприятий в России, об ожидаемом влиянии внедрения инструментов Индустрии 4.0:
Итак, результатом пандемии станет ускорение внедрения цифровых решений на российских промышленных предприятиях с тем, чтобы в короткие сроки нивелировать потери от вынужденного простоя и нарушения функционирования экономики, а также снизить негативное влияние от подобных ситуаций в будущем за счет повышения управляемости предприятием на всех уровнях информационной системы в реальном масштабе времени.
Но инновации — это не только внедрение цифровых решений. Инновации означают также и процессы разработки, испытания и внедрения новых концепций. Раньше испытания продуктов в рыночных условиях обходились слишком дорого, и большинство решений, связанных с инновациями, принималось на основе анализа имеющихся данных и интуиции менеджеров. Главным приоритетом было создание законченного продукта, цена ошибки была слишком высока, поэтому важно было избегать рисков. Цифровые технологии значительно ускорили, удешевили и упростили процесс испытания новых концепций, и теперь возможен новый подход к инновационному процессу: постоянное получение новой информации с помощью экспериментов. Благодаря выросшей популярности дистанционных способов работы и коммуникаций получать отклики от рынка теперь можно будет еще более оперативно.
Если начало цифровой революции стало началом конца устаревших практик, то сегодняшняя ситуации поможет расстаться с ними еще быстрее. Мы наблюдаем исключительную по своей сути, и от этого еще более важную кризисную ситуацию, которая неизбежно приведет существующие предприятия к коренным переменам. Пора принять новые технологии в производстве и бизнесе, не ожидая того момента, когда трансформация станет вопросом жизни и смерти.
Термины и определения
Общие положения и условия
Обязательства Пользователя
Пользователь самостоятельно несет ответственность за любую информацию и материалы, размещенные на Сайте. Компания не инициирует размещение указанной информации, не выбирает получателей информации, не влияет на содержание и целостность размещаемой информации, а также в момент размещения Пользователем информации на Сайте не знает и не может знать, нарушает ли такое размещение действующее законодательство Российской Федерации, однако Компания вправе отслеживать, просматривать и/или удалять любую информацию и материалы, размещенные Пользователем на Сайте.
При размещении любой информации и материалов Пользователь не становится соавтором Сайта и отказывается от каких-либо претензий на такое авторство в будущем. Компания не выплачивает Пользователю авторского или любого иного вознаграждения, как в период, так и по истечении срока действия настоящего Соглашения.
Компания стремится к обеспечению достоверности информации, размещенной на Сайте, однако не несет ответственности за любые неточности и/или недостоверность информации, а равно сбои в работе предоставляемых через Сайт сервисов. Пользователь согласен с тем, что Компания не несет ответственность и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, интеллектуальной собственностью, товарами или услугами, доступными на нем или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные ожидания Пользователя, которые возникли в связи с использованием размещенной на Сайте информации или ссылки на внешние ресурсы.
Ни при каких условиях, включая, но не ограничиваясь невнимательностью или небрежностью Пользователя, Компания не несет ответственности за любой ущерб (прямой или косвенный, случайный или закономерный), включая, но не ограничиваясь потерей данных или прибылей, связанной с использованием или невозможностью использования Сайта, информации, файлов или материалов на нем, даже если Компания или ее представители были предупреждены о возможности такой потери. В случае, если использование Сайта приведёт к необходимости дополнительного обслуживания, исправления или ремонта любого оборудования, а равно восстановления данных, все связанные с этим затраты оплачиваются Пользователем.
Условия обработки и использования персональных данных
Принимая условия настоящего Соглашения Пользователь выражает свое согласие на:
Цель обработки персональных данных:
Компании, а также рекламно-информационных сообщений, касающихся продукции и услуг Компании и ее партнеров.
Прочие положения
По всем вопросам, связанным с нарушением авторских прав Компании, незаконного использования материалов Сайта или размещением ложной, вводящей в заблуждение информации о Компании, просим обращаться по следующим контактным данным:
125047, г. Москва, ул.2-ая Брестская, д.30, офис 500, телефон +7 929 559-05-28