В конце 2019 года наш отдел исследований провел опрос 1611 респондентов с целью определить ключевые тенденции и паттерны аудиторий на рынке безалкогольных напитков.
Мы провели:
Что входит в категорию «безалкогольный напиток»? Выделяют 4 крупные группы продукции:
Питьевая вода – вода без добавок с нейтральным вкусом, очищенная; минеральная вода
Прохладительные напитки – известные как Soft Drinks – газированные сладкие напитки (включая квас)
Соки и нектары – сладкие напитки на основе фруктовых соков с добавлением сахара
Холодный чай
9. Ключевые факторы выбора напитков по всем категориям выглядят схожим образом. Наиболее
Вкус
Возможность приобрести в ближайшем магазине
Доступная цена
В меньшей степени потребители обращают внимание на:
Дизайн упаковки
Бренд производителя
Материал упаковки
10. В ближайшие 4 года ожидается рост спроса на так называемые функциональные напитки и напитки на основе овощных и травяных сборов. Это связано с тенденцией на поддержание здорового образа жизни, а также с ростом интереса к напиткам, которые удобно пить на ходу и которые дают возможность получить дополнительные полезные эффекты при употреблении: поддержка иммунитета, улучшение пищеварения. В ходе проведенных нами опросов потребителей мы выяснили, что 30% потребителей употребляют напитки, которые позиционируются как повышающие мозговую деятельность и иммунитет. Примером таких напитков выступают овощные напитки от компании Numi Organic Tea с широкой линейкой вкусов – томат/мята, брокколи/кинза и другие. Трансформация вкусов потребителей в сторону «функциональных напитков» выводит в тренды следующие виды безалкогольных напитков:
Напитки на основе суперфруктов – ягод годжи, экстракта алоэ вера
Напитки-заменители пищи – с содержанием белка и клетчатки, которые покрывают дневную потребность в макронутриентах
Тонизирующие напитки – оказывающие положительное влияние на нервную систему за счет содержания различных микроэлементов
«Модные напитки» – в данной категории уже известные нам функциональные напитки подаются в оригинальном форм-факторе: например, в специальных колбах или в виде барных «шотов».
Пока что на российском рынке такие напитки входят в категорию «экзотических» и продаются в ограниченном количестве торговых сетей, однако в перспективе они смогут занять некоторую долю рынка.
11. Тренд на органическое происхождение подкрепляется трендом на eco-friendly упаковку: Тетра Пак и стекло предпочтительным вариантом упаковки называют 70% опрошенных респондентов. Таким образом, рынок безалкогольных напитков в России в ближайшие пять лет претерпит некоторые изменения:
Вырастут объемы потребления безалкогольных напитков
Вырастут объемы продажи питьевой воды в различных форм-факторах
Увеличится объем потребления функциональных напитков
Увеличится количество вариантов исполнения функциональных напитков
Перейдем к обзору наиболее интересных тенденций и особенностей в каждом из сегментов безалкогольных напитков.
90% рынка питьевой воды в России контролируется 4 брендами:
Святой Источник
БонАква
АкваМинерале
Боржоми
Остальные бренды питьевой воды занимают не более 2% от общих продаж. Наиболее популярный ценовой сегмент питьевой воды с самым большим объемом продаж – это питьевая вода в ценовом сегменте 20-25 рублей за бутылку. Потребители предпочитают питьевую воду в таре объемом 0,5 и 1,5 литра – это подтверждается как данными опросов потребителей, так и объемами продаж воды в соответствующей таре. Стеклянные бутылки нравятся покупателям чуть меньше пластиковых – 37,5% респондентов предпочитают покупать питьевую воду именно в стеклянной таре. Отсюда можно сделать вывод, что среди потребителей наиболее популярен вариант употребления воды на ходу.
Что касается сценария потребления питьевой воды дома, 45% потребителей не покупают бутилированную воду, а предпочитают использовать фильтры для воды. 14% респондентов покупают для домашнего употребления 5-литровые бутылки, 11% предпочитают закупать 19-литровые бутылки.
Популярным вариантом употребления питьевой воды потребители считают воду с добавками сока – 58% респондентов употребляют ее хотя бы один раз в неделю. 80% таких потребителей – это люди в возрасте 18-25 лет. Мотивом ее употребления называется меньшее содержание сахара в сравнении с традиционными soft drinks – то есть потребители считают воду с содержанием сока здоровой альтернативой сладким газированным напиткам. Лимон и лайм – самые популярные вкусовые сочетания воды с соком, их суммарно выбирают 50% потребителей.
Рынок соков и нектаров также фактически разделен между несколькими брендами:
Добрый
Фруктовый сад
Любимый
При этом 30% продаж приходятся на бренд «Добрый». Наиболее популярный ценовой сегмент – 60-65 рублей за 1 литр. Цена на 2-литровые упаковки балансирует в районе 100 рублей.
Рынок газированных напитков в России предсказуемо разделен между Coca-Cola Company и PepsiCo, которые разными брендами контролируют 69% рынка. Ближайший конкурент – Напитки из Черноголовки – формирует 5% общей выручки на рынке.
С финансовыми показателями совпадают и предпочтения потребителей: 32% респондентов в качестве газированного напитка предпочитают Coca-Cola; 10% выбирают Pepsi; 6% потребителей выберут Fanta или Sprite. Отечественный производитель газированных напитков ассоциируется у населения не с фирменным наименованием, а с торговой маркой – 5% респондентов выбирают Байкал без спецификации производителя напитка. Потребители не хотят ограничивать себя одним конкретным видом напитка: каждый из респондентов указывал как минимум три бренда газированных напитков, которые он предпочитает употреблять.
Отдельная категория газированных напитков – квас – демонстрирует тенденцию к росту объемов продаж, хотя он и подвержен острой сезонности. Большая часть рынка кваса разделена между тремя брендами:
Очаково
Никола
Русский Дар
Квас потребители покупают большими объемами – 78% продаж кваса приходится на тару объемом 1,5 и 2 литра. Предпочтительное место покупки газированных напитков – сетевые супермаркеты – именно там газировку покупают 65% респондентов. 88% опрошенных покупают газированные напитки минимум один раз в неделю. Покупатели, употребляющие газированные напитки ежедневно, в 50% случаев выбирают Coca-Cola.
Несмотря на позиционирование газированных напитков как части дружеской встречи или приема пищи, 80% потребителей преследуют цель утолить жажду. На это же указывают и данные продаж – наибольший процент выручки генерируется в ценовом диапазоне 45-50 рублей напитками преимущественно в таре объемом 0,5 литра. То есть основная потребительская модель поведения здесь – это употребление на ходу для утоления жажды.
Холодный чай выделяется в отдельную категорию – 43% респондентов, преимущественно люди в возрасте 18-25 лет, употребляют такие напитки минимум раз в неделю. Холодный чай воспринимается как сладость, которую приятно употреблять для утоления жажды. Как и газированные напитки, рынок холодного чая фактически поделен между несколькими брендами:
Lipton
Nestea
FuzeTea
Продажи остальных брендов не выходят за рамки локального потребления.
Мы можем провести для вас исследование и разработать маркетинговые рекомендации на его основе (от общего позиционирования до изменения продуктовой линейки). Больше про наш опыт с товарами повседневного потребления читайте в соответствующем разделе сайта – FMCG
Термины и определения
Общие положения и условия
Обязательства Пользователя
Пользователь самостоятельно несет ответственность за любую информацию и материалы, размещенные на Сайте. Компания не инициирует размещение указанной информации, не выбирает получателей информации, не влияет на содержание и целостность размещаемой информации, а также в момент размещения Пользователем информации на Сайте не знает и не может знать, нарушает ли такое размещение действующее законодательство Российской Федерации, однако Компания вправе отслеживать, просматривать и/или удалять любую информацию и материалы, размещенные Пользователем на Сайте.
При размещении любой информации и материалов Пользователь не становится соавтором Сайта и отказывается от каких-либо претензий на такое авторство в будущем. Компания не выплачивает Пользователю авторского или любого иного вознаграждения, как в период, так и по истечении срока действия настоящего Соглашения.
Компания стремится к обеспечению достоверности информации, размещенной на Сайте, однако не несет ответственности за любые неточности и/или недостоверность информации, а равно сбои в работе предоставляемых через Сайт сервисов. Пользователь согласен с тем, что Компания не несет ответственность и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, интеллектуальной собственностью, товарами или услугами, доступными на нем или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные ожидания Пользователя, которые возникли в связи с использованием размещенной на Сайте информации или ссылки на внешние ресурсы.
Ни при каких условиях, включая, но не ограничиваясь невнимательностью или небрежностью Пользователя, Компания не несет ответственности за любой ущерб (прямой или косвенный, случайный или закономерный), включая, но не ограничиваясь потерей данных или прибылей, связанной с использованием или невозможностью использования Сайта, информации, файлов или материалов на нем, даже если Компания или ее представители были предупреждены о возможности такой потери. В случае, если использование Сайта приведёт к необходимости дополнительного обслуживания, исправления или ремонта любого оборудования, а равно восстановления данных, все связанные с этим затраты оплачиваются Пользователем.
Условия обработки и использования персональных данных
Принимая условия настоящего Соглашения Пользователь выражает свое согласие на:
Цель обработки персональных данных:
Компании, а также рекламно-информационных сообщений, касающихся продукции и услуг Компании и ее партнеров.
Прочие положения
По всем вопросам, связанным с нарушением авторских прав Компании, незаконного использования материалов Сайта или размещением ложной, вводящей в заблуждение информации о Компании, просим обращаться по следующим контактным данным:
125047, г. Москва, ул.2-ая Брестская, д.30, офис 500, телефон +7 929 559-05-28