22 November 2019

Как соискатели выбирают работодателя в автоиндустрии: исследование Paper Planes

Современный работник выбирает не только удобный график и высокую зарплату, но и перспективы профессионального роста, мобильность и саморазвитие. К такому выводу пришли аналитики Deloitte при составлении ежегодного отчета 2019 Global Human Capital Trends.
Автор статьи:
Сергей Худовеков
Старший партнер, руководитель практики HR
Опыт в маркетинге - 9 лет.

Преподаватель программы MBA в ДВФУ

Преподавал на ВШЭ, РШУ, Синергии

Преподаватель Бизнес-акселератора Удмуртии

Спикер Открытой Академии банка «Открытие»

Ключевое слово отчета — reinvention, переосмысление. Именно переосмыслить подход к поиску и найму призывают авторы отчета.
Визуал_табл1.png
01
Международные тенденции в сфере человеческого капитала, отчет Deloitte 2019 год 
Статистические данные для исследования собирались в частности на территории России, поэтому справедливо будет заявить, что данные тренды характерны и для российского рынка труда.

Чего желает российский соискатель? На этот вопрос агентство Paper Planes решило дать ответ в рамках исследования, направленного на анализ факторов выбора работодателя в сфере торговли автомобилями.

Исследование было построено в формате сбора количественных данных путем опросов и дальнейшего их анализа. Интервью проводились преимущественно с работниками автомобильной отрасли и логистики, а также со студентами.

Контрольная группа: 

  • 382 респондента

  • 88% опрошенных — мужчины

  • 28% опрошенных — в возрасте 18–25 лет, 26% — в возрасте 31–35 лет

  • Более ⅓ респондентов имеют общий трудовой стаж 11–20 лет

Общие тренды

Потенциальные сотрудники крупных автопроизводителей ждут от работодателя возможности обучаться и развиваться профессионально, продвигаться по карьерной лестнице. Однако стабильность по-прежнему остается важным ориентиром в планировании карьерного трека. Стабильность в понимании респондентов связана с размером заработной платы: четверть опрошенных заинтересована в соответствии размера компенсации трудовому вкладу.

Современный работник — карьерист, и work-life баланс интересен лишь четверти опрошенных. 

Бренд компании играет незначительную роль — только каждый десятый ориентируется на громкое имя.

Визуал_табл3.png
02
Шкала интересов потенциальных сотрудников

Исходя из этих данных, можно сказать, что современный работник для автомобильной индустрии рассматривает будущего работодателя как ментора и помощника в развитии. Карьерный рост, интересные проекты и заработная плата интересуют соискателей сильнее всего. Вместе с тем респонденты демонстрируют большую степень индивидуализма и в целом не слишком склонны к избыточным проявлениям корпоративной культуры на рабочем месте.

Портреты соискателей

В общей массе респондентов оказалось возможным выделить несколько наиболее крупных групп, объединенных сходством признаков. Каждый кластер предъявляет свои требования к работодателю и имеет разные цели при трудоустройстве. У каждого кластера есть свое лицо.

Наиболее крупный кластер (20% респондентов) — Вечные студенты. Это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Их главный запрос к работодателю — возможность профессионального развития и обучения. Личность и бренд работодателя их интересуют мало.

Второй по численности кластер (18%) — это молодые Карьеристы, студенты, которые поставили своей целью карьерный рост и участие в важнейших проектах компании. Карьеристы готовы работать в сложных коллективах и брать на себя ответственность.

Группа Ретроградов (17%) — это уже взрослые специалисты среднего возраста, которым нужна стабильность. Они уже в достаточной степени профессиональны и самостоятельны, поэтому их интерес к обучению и поддержке снижен.

Десятая часть опрошенных — это молодые (до 25 лет) Инноваторы. Инноваторы хотят развития и выбирают компании, которые находятся на острие технического прогресса. Инноватор готов работать сверхурочно, но самостоятелен: фактор выбора «Лидерство» для Инноваторов не имеет особого значения.

Циники составляют 15% респондентов. Циники приходят, чтобы зарабатывать — остальное им не интересно. Циник — это опытный работник со стажем 11–20 лет.

Противоположность Циников — это Дружелюбные (11%). Для них заработная плата играет меньшее значение в сравнении с возможностью узнать что-то новое и выстроить хорошие отношения с партнерами по работе.

Самый компактный, но самый привлекательный для индустрии кластер — это Реформаторы-консерваторы. Это взрослые специалисты до 35 лет с опытом работы, которые хотят учиться новому в стабильном и крепком коллективе. Ради такой возможности они готовы несколько поступиться размером заработной платы. Именно это, вкупе с наличием опыта и навыков, делает их поиск приоритетом для HR-специалистов.

Выводы

Сотрудникам HR крупных автомобильных брендов стоит обратить внимание на ключевые сообщения, транслируемые их брендом потенциальным сотрудникам. Профессиональный рост и допуск к крупным проектам — именно это интересует соискателей с самым высоким потенциалом. Эти ценности универсальны для молодых и уже опытных соискателей, поэтому расширять присутствие бренда стоит как в профессиональных сообществах, так и в университетских кампусах.

Если вы хотите исследовать факторы выбора соискателей в вашей отрасли, скорректировать EVP, разработать стратегию продвижения HR-бренда, пишите info@paper-planes.ru или звоните нам +7 (495) 118-07-46.