На сегодняшний день HR и проблематика управления опытом кандидатов и сотрудников является одной из самых востребованных областей бизнес-управления. У этого есть следующие предпосылки:
Если XX век был веком индустриальной экономики и перехода бизнеса к конвейерному производству, когда владельцы бизнеса уповали на технологии автоматизации, ожидая, что развитие техники снизит зависимость бизнеса от человеческого ресурса, и как следствие, не уделяя должного внимания классическим HR-функциям – процессу найма, адаптации, обучения, оценки, удержания и корпоративной культуре, то сегодня это привело к интересным результатам. Согласно данным консалтинговых агентств, эффективность технологий за последние 50 лет увеличилась на 300%, тогда как продуктивность людей как сотрудников компаний осталась примерно на том же уровне. Прекрасный образ будущего, рисуемый фантастами ХХ века, в котором технологии оказываются верными помощниками людей и делают их сильнее, создавая экзоскелет, сегодня зачастую далеки от правды, поскольку люди в своей продуктивности не успевают за технологиями.
Процесс управления опытом сотрудников призван сокращать этот разрыв:
В рамках нашей практики мы до сих пор встречаем компании, для которых совсем не понятен общий интерес к проблематике бренда работодателя. У них нет проблем с наймом, люди в компании работают десятилетиями, все необходимые компетенции внутри уже есть. Однако таких историй все меньше, поскольку, с одной стороны, цифровизация ускоряет глобализацию, и теперь сотрудник из любого небольшого города оказывается способен выбирать себе работодателя не только в своей локации, но и в любых других точках Земли: как в России, так и за рубежом.
С другой стороны, та же цифровизация кардинально изменила рынок труда с точки зрения востребованных вакансий, за последние 10-20 лет в состав компаний вошли те должности, которых раньше мы даже не знали: digital-специалисты, data-сайентисты, product-менеджеры, IT-специалисты и т.д. И поскольку профессии являются новыми, а процесс цифровизации осуществляется любой компанией практически на любом рынке, то возникает ситуация, при которой за условного бизнес-аналитика конкурируют и Google, и региональный хлебозавод.
В XXI веке компании и сегменты B2C, и сегменты B2B осознали, что поток и объем денег, которые они зарабатывают, зависит не столько от продукта или услуги, сколько от клиента, который готов за это платить. Многие рынки, переживая процесс коммодитизации, ищут пути сохранения маржи за счет предложения клиентам первоклассного сервиса и дополнительных услуг. И как мы писали, клиентский опыт складывается из обслуживающих его бизнес-процессов, транзакционного опыта и, как следствие, опыта сотрудников, которые курируют эти процессы сопровождения клиентов (и персонально, в части линейных сотрудников, например, продавцов-консультантов, и опосредованно – например, через интерфейсы, создаваемые продуктовой командой с дизайнерами и аналитиками). Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что мы живем в парадигме CX=EX (Customer Experience = Employee Experience). И для того, чтобы обеспечить лучший опыт клиентам, нам необходимо выстраивать лучший опыт для наших сотрудников.
Уделяя огромное внимание проблематике клиентского опыта, ведущие компании своих отраслей создали и продолжают развивать максимально эффективные маршруты для своих клиентов. В то же время HR-функции оказывались за пределами внимания бизнеса, что привело к интересной ситуации, когда потребитель может рассчитывать на получение положительного опыта в довольно тривиальных вещах (например, покупка продуктов домой с помощью мобильного приложения и доставкой в течение 15 минут), однако, оказываясь в роли сотрудника, сталкивается с трудностями и дискомфортом: непривлекательные и несовременные коммуникации бренда работодателя, устаревшие формы подачи резюме, чересчур бюрократическая и долгая процедура найма, «исторически сложившийся» процесс онбординга и адаптации. Мероприятия по проектному или системному управлению опытом сотрудника призваны сократить разрыв между потребительскими ожиданиями кандидатов и сотрудников и текущей реальностью HR-департаментов в части коммуникаций, бизнес-процессов, маркетинговых инструментов и технологий.
Таким образом, HR-функция и процесс управления опытом сотрудника – это давно далеко не support-функция, а рычаг влияния на конкретные бизнес-показатели:
Как сказал нам один из наших клиентов, владелец крупной федеральной ритейл-сети: «Я хочу, чтобы HR-директор отчитывался передо мной так же, как и коммерческий директор. Мы инвестируем в человеческий капитал, и нам необходимо видеть конкретные данные по отдаче на эти инвестиции».
И опыт компаний-лидеров в управлении Employee Experience показывает, что такой подход оправдан. Согласно данным, компании-лидеры в управлении Employee Experience не только в 6 раз чаще входят в рейтинги лучших работодателей мира, но и имеют лучшие бизнес-показатели относительно тех, кто не инвестирует в управление опытом сотрудников:
В российской практике компании все чаще воспринимают комплексное управление опытом сотрудника как один из способов создания конкурентного преимущества. Так, один из наших клиентов, крупный федеральный food-ритейлер, в 2019 году провел замер не только клиентской лояльности (NPS), в каждой точке продаж, но и проанализировал лояльность сотрудников (eNPS). В результате была обнаружена устойчивая взаимосвязь между лояльностью сотрудников и лояльностью клиентов рассматриваемой точки продаж (то есть CX = EX). Как следствие, с 2020 года эта компания объединяет бюджеты отдела маркетинга и HR, резонно предполагая, что инвестиции в человеческий капитал больше повлияют на возвращаемость клиентов и их средний чек, чем инвестиции в классические рекламные каналы.
Можно выделить основные мотивы инвестиций в это направление:
В рамках нашей работы по анализу, разработке стратегий и сопровождению процессов управления опытом кандидатов и сотрудников для наших клиентов, а также в рамках изучения лучших мировых практик и подходов, мы разработали модель зрелости в EX-менеджменте.
Можно выделить 6 ключевых направлений деятельности:
С точки зрения уровня зрелости, мы выделяем 5 основных ступеней развития:
Термины и определения
Общие положения и условия
Обязательства Пользователя
Пользователь самостоятельно несет ответственность за любую информацию и материалы, размещенные на Сайте. Компания не инициирует размещение указанной информации, не выбирает получателей информации, не влияет на содержание и целостность размещаемой информации, а также в момент размещения Пользователем информации на Сайте не знает и не может знать, нарушает ли такое размещение действующее законодательство Российской Федерации, однако Компания вправе отслеживать, просматривать и/или удалять любую информацию и материалы, размещенные Пользователем на Сайте.
При размещении любой информации и материалов Пользователь не становится соавтором Сайта и отказывается от каких-либо претензий на такое авторство в будущем. Компания не выплачивает Пользователю авторского или любого иного вознаграждения, как в период, так и по истечении срока действия настоящего Соглашения.
Компания стремится к обеспечению достоверности информации, размещенной на Сайте, однако не несет ответственности за любые неточности и/или недостоверность информации, а равно сбои в работе предоставляемых через Сайт сервисов. Пользователь согласен с тем, что Компания не несет ответственность и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, интеллектуальной собственностью, товарами или услугами, доступными на нем или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные ожидания Пользователя, которые возникли в связи с использованием размещенной на Сайте информации или ссылки на внешние ресурсы.
Ни при каких условиях, включая, но не ограничиваясь невнимательностью или небрежностью Пользователя, Компания не несет ответственности за любой ущерб (прямой или косвенный, случайный или закономерный), включая, но не ограничиваясь потерей данных или прибылей, связанной с использованием или невозможностью использования Сайта, информации, файлов или материалов на нем, даже если Компания или ее представители были предупреждены о возможности такой потери. В случае, если использование Сайта приведёт к необходимости дополнительного обслуживания, исправления или ремонта любого оборудования, а равно восстановления данных, все связанные с этим затраты оплачиваются Пользователем.
Условия обработки и использования персональных данных
Принимая условия настоящего Соглашения Пользователь выражает свое согласие на:
Цель обработки персональных данных:
Компании, а также рекламно-информационных сообщений, касающихся продукции и услуг Компании и ее партнеров.
Прочие положения
По всем вопросам, связанным с нарушением авторских прав Компании, незаконного использования материалов Сайта или размещением ложной, вводящей в заблуждение информации о Компании, просим обращаться по следующим контактным данным:
125047, г. Москва, ул.2-ая Брестская, д.30, офис 500, телефон +7 929 559-05-28