Мы определяем 4 таких блока:
Контент — все многообразие единиц контента, которое вы используете, качество его исполнения, подход к процессу публикаций.
Продвижение — комплекс работ, направленных на решение необходимых целевых действий.
Комьюнити менеджмент — мероприятия, направленные на вовлечение аудитории в коммуникацию с брендом, ответы на вопросы, поддержка и сбор обратной связи.
Аналитика — как оценка эффективности собственных работ (в разрезе направлений: контент, продвижение, комьюнити-менеджмент), так и анализ конкурентов и лучших практик.
Кроме того, помимо направлений работ важно оценивать и зрелость бизнес-процессов реализации SMM-задач, чтобы понимать, насколько распределена команда, носит ли планирование системный характер, какими профессиональными компетенциями должны обладать участники проекта для роста зрелости сообществ в социальных сетях.
Ниже представлена общая схема Maturity Level по четырем направлениям работ.
Директор секретарю:
— Леночка, а еще теперь ты будешь делать SMM!
Для этого этапа характерны: бессистемность, спонтанность, отсутствие плана и продвижения. Контент «из того, что было», «в ответ тишина» от сервисной поддержки пользователей, все сети «под копирку», аккаунты, зарегистрированные на личные данные того, кто занимается «продвижением». Но не будем о грустном.
На этом этапе главной целью является создание ценности, компания становится узнаваемой. Появляется понимание, что в каждой соцсети своя аудитория и общаться с ней нужно адаптивно, вовлекая и давая обратную связь в соответствии с редакционными политиками бренда. Аккаунты преображаются: фирменный стиль, брендирование, первые пробы платного продвижения, а главное — контент-план!
Все это дает начало системной работе. Важно отметить, что теперь SMM-задачи решают конкретные люди, опираясь на базовую внутреннюю статистику. Все паблики зарегистрированы на корпоративные адреса, есть понимание того, что теперь социальные медиа — это собственность компании.
Ключевое отличие третьего уровня от предыдущего — это слаженная, взаимосвязанная работа всех каналов коммуникации. Основа — контентная стратегия, опирающаяся на CJM или EJM. Продвижение через таргетированную рекламу системное и реализуется в формате постоянного тестирования гипотез креативов и новых узких сегментов аудиторий. Тестируются новые для компании инструменты промо: вовлечение лидеров мнений, системы социальных рекомендаций, создание и развитие комьюнити вокруг бренда («интеграция комьюнити»).
На этом этапе с аудиторией общаются персонализировано, без типовых скриптов, но с четким соблюдением уже сформированных правил сообщества и с опорой на матрицу Q&A. Для определенных задач могут использоваться инструменты автоматизации коммуникаций, например, чат-боты в личных сообщениях или социальные приложения на базе ВКонтакте. Основными инструментами для аналитики и управления становятся специализированные программы и приложения: собственные дашборды, JagaJam, Popsters, Livedune. В приоритете — непрерывный кайдзен работ и мониторинг лучших мировых SMM-практик.
Для достижения главной цели этого уровня — оптимизации — трудится целая команда специалистов. Контент становится более сложным, на каждой площадке он свой. Акцент на производство видеоконтента: адаптация текущих рубрик под видео, запуск ежемесячных шоу, запуск подкастов — собственная рубрика или коллаборации с другими каналами.
Контент-план строится по воронке для достижения целевого действия, а таргетинг в логике CJM/EJM. Используется ретаргетинг (посетители сайта, база клиента), геотаргетинг, управление узкими кластерами аудиторий рекламы. Проактивный подход к комьюнити-менеджменту, который усложняется за счет проведения специально организованных мероприятий, где аудитория вовлечена в ток-шоу или может влиять на дальнейших ход событий — бренд переходит от парадигмы «мы тут в вас говорим» к логике «а давайте вместе обсудим».
Также на этом уровне важно провести и далее развивать интеграцию онлайн- и офлайн-каналов коммуникаций бренда (например, в офлайне можно размещать плакаты с QR-кодами, которые могут вести на социальные сети) и постоянный мониторинг информационного поля не только в социальных сетях, но и в онлайновом информационном пространстве в целом (с помощью ручного поиска и автоматизированных решений: Brand Analytics, Youscan и другие).
На пятом, самом высоком уровне, все возможные инструменты и механики социальных сетей подключены. Новые инструменты тестируются и анализируются на основе конкретных количественных данных.
В контенте становится актуальной практика его синдикации — один и тот же инфоповод (например, большое интервью с экспертом компании) используется многократно, например, сначала видеоинтервью, потом карточки для социальных сетей, затем в формате цитат или даже короткой электронной книги (white paper). Используется agile-подход к новым каналам, а идеи по продукту могут и должны исходить от комьюнити.
Для аналитики подключен интерактивный дашборд площадок компании и площадок конкурентов, данные в нем сводятся с бизнес-показателями более высокого уровня (в зависимости от стратегии компании в социальных сетях это могут быть и брендинговые КПИ, и продающие, и сервисные).
Показанный нами подход к социальным сетям через уровни зрелости — эффективный инструмент постоянного развития площадок и наращивания их ценности как для компании, так и для потребителей (и сотрудников). Опыт Агентства показывает, что нормальная скорость перехода с одного уровня на другой составляет от 4 до 6 месяцев работ, причем ключевая сложность оказывается не в профессиональных компетенциях, а необходимости переосмысления логики работ и бизнес-процессов — и внутри команды, и во взаимодействии с Клиентом.
Часто возникает желание, взглянув на схему, сразу пытаться перескочить на самый высокий уровень, не пройдя важные составляющие предыдущих. Как правило, это приводит к плачевным результатам, поскольку работающая система всегда начинается с простой и затем усложняется. 9 женщин за месяц ребенка не родят, ну вы помните.
Мы рекомендуем следующую последовательность шагов для перехода к управлению зрелостью площадок:
Провести количественный и качественный анализ собственных площадок в разрезе направлений работ (контент, промо, комьюнити-менеджмент, аналитика и бизнес-процессы), оценить наше положение в матрице Maturity Level.
Проанализировать аналогичным способом положение конкурентов, исследовать лучшие практики.
С опорой на матрицу и лучшие практики на каждом уровне определить идеальный конечный результат (ИКР) на каждом уровне — к чему мы хотим прийти.
Каскадировать эти ожидания до конкретных работ и распланировать их.
Сделать все хорошо и по уму :)
Термины и определения
Общие положения и условия
Обязательства Пользователя
Пользователь самостоятельно несет ответственность за любую информацию и материалы, размещенные на Сайте. Компания не инициирует размещение указанной информации, не выбирает получателей информации, не влияет на содержание и целостность размещаемой информации, а также в момент размещения Пользователем информации на Сайте не знает и не может знать, нарушает ли такое размещение действующее законодательство Российской Федерации, однако Компания вправе отслеживать, просматривать и/или удалять любую информацию и материалы, размещенные Пользователем на Сайте.
При размещении любой информации и материалов Пользователь не становится соавтором Сайта и отказывается от каких-либо претензий на такое авторство в будущем. Компания не выплачивает Пользователю авторского или любого иного вознаграждения, как в период, так и по истечении срока действия настоящего Соглашения.
Компания стремится к обеспечению достоверности информации, размещенной на Сайте, однако не несет ответственности за любые неточности и/или недостоверность информации, а равно сбои в работе предоставляемых через Сайт сервисов. Пользователь согласен с тем, что Компания не несет ответственность и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, интеллектуальной собственностью, товарами или услугами, доступными на нем или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные ожидания Пользователя, которые возникли в связи с использованием размещенной на Сайте информации или ссылки на внешние ресурсы.
Ни при каких условиях, включая, но не ограничиваясь невнимательностью или небрежностью Пользователя, Компания не несет ответственности за любой ущерб (прямой или косвенный, случайный или закономерный), включая, но не ограничиваясь потерей данных или прибылей, связанной с использованием или невозможностью использования Сайта, информации, файлов или материалов на нем, даже если Компания или ее представители были предупреждены о возможности такой потери. В случае, если использование Сайта приведёт к необходимости дополнительного обслуживания, исправления или ремонта любого оборудования, а равно восстановления данных, все связанные с этим затраты оплачиваются Пользователем.
Условия обработки и использования персональных данных
Принимая условия настоящего Соглашения Пользователь выражает свое согласие на:
Цель обработки персональных данных:
Компании, а также рекламно-информационных сообщений, касающихся продукции и услуг Компании и ее партнеров.
Прочие положения
По всем вопросам, связанным с нарушением авторских прав Компании, незаконного использования материалов Сайта или размещением ложной, вводящей в заблуждение информации о Компании, просим обращаться по следующим контактным данным:
125047, г. Москва, ул.2-ая Брестская, д.30, офис 500, телефон +7 929 559-05-28