Построение отдела маркетинга для онлайн-школы. 2 часть

  • Руководитель проекта
Введение

Мы продолжаем разговор о нашем опыте построения отделов маркетинга на примере кейсов компаний, работающих в сегменте онлайн-образования. В разное время к нам обратились две организации, занимающиеся продажей образовательных услуг, с запросом создания для них маркетинговой стратегии и организации отдела маркетинга. Подобный шаг решит их задачи по реформированию стратегии продаж, привлечению новых клиентов, увеличения LTV и анализу возможностей расширения.

В этой части мы разберем опыт второй организации – онлайн-школы, специализирующейся на подготовке школьников к сдаче ЕГЭ. Клиент уже пытался расширить ассортиментную матрицу, чтобы выйти за рамки трех предметов, однако в ходе работ Клиент неверно определил новое позиционирование онлайн-школы, и процесс завершился неудачно.

Нам необходимо было:

  • расширить и оптимизировать ассортиментную матрицу онлайн-школы;

  • сформировать новое уникальное торговое предложение;

  • модернизировать бизнес-модель компании.

Детали

Ход работ

Прежде всего мы проанализировали существующее позиционирование компании Клиента и определили точки развития. Поскольку школа сосредотачивалась на преподавании трех предметов ЕГЭ, необходимых для освоения одной профессии, мы рекомендовали расширить матрицу предметами, требующимися для поступления на смежные специальности и в дальнейшем расширить позиционирование до комплекса специальностей всей сферы научного знания. Также это поможет дистанцироваться от крупных онлайн-школ, продающих подготовку ко всем предметам, по которым сдается ЕГЭ.

4 фото.png

В формировании нового уникального торгового предложения мы рекомендовали отойти от чрезмерной эксплуатации статуса «преподавателей-звезд» и создавать предложение, основываясь на данных исследований востребованности профессий в будущем.

5 фото.png

Такой подход учитывал интересы не только школьников, но и родителей, оплачивающих обучений, и позволял онлайн-школе сформировать УТП, основанное на качественной подготовке к профильным предметам, успешная сдача которых позволяет получить востребованную и престижную специальность.

Модернизацию бизнес-модели мы делали на основе канвы Остервальдера и Пинье.

Канва Остервальдера и Пинье

Это универсальный инструмент разработки и модернизации бизнес-модели.

Концепция опирается на 9 составляющих, каждый из которых относится к одной из сфер деятельности компании. 


Потребительский сегмент

При проработке этого фрейма необходимо подробно описать рынок, на который ориентирован бизнес, и отметить несколько клиентских сегментов, на которые бизнес будет опираться.

Ценностное предложение

При проработке этого фрейма необходимо сформулировать уникальное торговое предложение компании и определить продукт, адаптированный под нужды клиентов.

Каналы сбыта

В этом блоке важно перечислить используемые и потенциальные каналы дистрибуции.

Взаимоотношения с Клиентами

Этот блок раскрывает характеристики как точек продаж, так и других точек контакта. Он отвечает на вопросы: как бренд ведет коммуникации с аудиторией и какую коммуникацию ожидает от бренда Клиент.

Потоки поступления дохода

В этом блоке изучаются все каналы поступления дохода - прямые продажи, доходы от активов, лицензии, налоговые бонусы и т.п. Также важен механизм ценообразования.

Ключевые ресурсы

В этом блоке следует описать все материальные, финансовые, интеллектуальные и кадровые активы, которыми располагает компания. 

Ключевые виды деятельности

В этом блоке необходимо полностью описать все операции, которые совершают сотрудники для производства продукта. Это может быть производство товара в промышленном предприятии, консультирование в агентстве или другая деятельность, благодаря которым компания получает прибыль.

Ключевые партнеры

В этом блоке прописывается стратегия налаживания кооперации и взаимовыгодного сотрудничества с партнерами (поставщики, дистрибьюторы, ритейлеры и т.п.), что в долгосрочной перспективе позволит не только сохранить, но и расширить свою долю рынка.

Структура издержек

В этом блоке структурируются и описываются все постоянные и переменные издержки, которые несет компания. Подробнее о финансовых показателях и способах их оптимизации компании можно узнать на нашем курсе "Формула прибыли 3.0".

В результате применения концепции

Мы выяснили, что в компании существовал конфликт между клиентоориентированной моделью (в которой компания считает главным направлением своей деятельности удовлетворение всех запросов новых клиентов – ее пропагандировал отдел обучения, отвечающий за продажу услуг онлайн-школы и ведение занятий у учеников) и операционной моделью (в которой компания считает главным направлением своей деятельности масштабирование спектра оказываемых услуг и экстенсивный рост – ее пропагандировал операционный отдел, отвечающий за разработку образовательных программ и формирование учебного плана). 

Результаты этого исследования легли в основу нашей работы по оптимизации расходов компании и увеличению выручки.

После смены позиционирования компании уменьшили расходы на содержание «преподавателей-звезд» – высвобожденные ресурсы мы смогли направить на оптимизацию рабочего времени преподавателей (FTE), тратящих слишком много часов на проверку домашнего задания, путем улучшения IT-стека и работы по увеличению LTV

6 фото.png

Следующим нашим шагов в работе с Клиентом станет реформирование существующего в компании отдела маркетинга на основе нового позиционирования, УТП и проведенных работ по оптимизации доходов онлайн-школы.

Заполните бриф, и мы направим вам подборку материалов по созданию отдела маркетинга.