Компания - ритейлер, специализируется на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада.
Федеральные компании перетягивают покупателей от региональных сетей. Например, «Леруа Мерлен», по данным РБК, открыл более 20 магазинов в разных городах России, и руководство компании заявило о планах открыть ещё несколько гипермаркетов в ближайший год.
Компания - ритейлер, специализируется на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада.
Сила федеральных игроков является одновременно их слабостью. Из-за масштаба им сложно реализовывать гибкие задачи. Поэтому обратиться к b2b-сегменту для федеральных ритейлеров — неподъемный разворот, потому что у этих клиентов другие требования к сервису, им нужен другой ассортимент. В конце концов, они зачастую просто не приезжают в магазин!
По результатам анализа базы покупок за последний год в разрезе географического положения точек были выделены однозначные товары-лидеры в b2b- и b2c-продажах, причем разброс мог составлять до 58% от общего объема покупок — в одних точках делали закупки до 80% юрлиц, а в других более 80% — розничные покупатели.
Опираясь на собранные данные, мы смоделировали экономический эффект, при котором точки с преобладающей b2b аудиторией смогут полностью отказаться от розничного отдела. Для этого оказалось достаточным повысить показатели среднего чека и количества покупок всего на 13%! Реализация пилотного проекта была предложена в точке, максимально удаленной от внимания розничной аудитории.
Для принятия решения о разделении бизнес-моделей необходимо было выяснить, какие факторы выбора являются ключевыми для b2b- и b2c-сегментов, в чем принципиальное отличие пользовательского опыта этих аудиторий. Благодаря исследованию QFD стало очевидным, что юрлиц и физиков интересует разный ассортимент товаров. Помимо этого, в каждом сегменте лидируют свои факторы выбора. К примеру, юрлиц в меньшей степени интересует цена, им важны широта ассортимента и скорость обслуживания; тогда как рядовые покупатели в первую очередь смотрят на цену и наличие скидок, акций, программ лояльности.
Отсюда стало очевидно, что сегменты аудиторий необходимо разделять на уровне бизнес-процессов, так как пользовательский опыт в b2b радикально отличался от опыта розничных покупок. Соответственно, для каждой бизнес-модели набор KPI будет специфичным. На примере модели Остервальдера-Пинье была обоснована необходимость разделения магазинов на hard-DIY ритейлера «Формула М2» и формат розничной сети с инструментами, группами товаров для интерьера и household — «Аксиома».
На современном рынке DIY существует ощутимая угроза со стороны коммодитизации рынка. Это касается практически всех товарных категорий. Поэтому при разработке позиционирования было важно сделать акценты на неценовых преимуществах как в розничном сегменте, так и для юридических лиц.
Позиционирование сети магазинов «Аксиома» формируется благодаря выстраиванию онлайн-каналов коммуникации с клиентами. Они позволяют эффективно привлекать и удерживать клиентов, активно стимулировать использование новой программы лояльности и повышать конверсию в повторные покупки.
Позиционирование в b2b ориентировано на прокат оборудования, удобство и скорость взаимодействия с менеджерами, работу с проектной документацией, а также экспертизу персонала в ассортименте. Это позволит конкурировать с федеральными сетями уровня «Леруа Мерлен».
Для двух бизнес-моделей были реализованы следующие задачи:
Формула м2 |
Аксиома |
|
Product | Ассортимент преимущественно составляют строительные материалы, напольные покрытия, сантехника и плитка. Помимо этого расширен ассортимент проката специализированного оборудования. | Ассортимент стройматериалов также приносит более 40% прибыли для розницы. Но еще по 20% приходится на инструмент и лакокрасочные материалы. Доля различных групп товаров в структуре прибыли компании отличается от Формулы м2. |
Price | При работе с ценовой политикой новой Формулы акцент делался на широкий спектр услуг, актуальный для b2b-сегмента, а не на конкуренцию по стоимости товаров с федеральными сетями. | Для розничного сегмента был разработан набор специальных акционных предложений помимо скидочных, разработана и активирована программа лояльности. |
Place | Создана специальная Drive-in Area, для отгрузки оптовых партий товара. | Применен подход к зонированию и оформлению в логике Customer Journey Map. |
People |
Разработан комплекс документов и процедур, позволяющий выстроить эффективное взаимодействие с представителями ЦА. Внедрение бизнес-процессов в CRM-систему. Повышение конверсии в первый заказ, а также удержание клиентов благодаря детальной сегментации | Современный розничный потребитель начинает в интернете и там же заканчивает свой путь, связаный с ремонтом. Однако стоимость привлечения клиента зачастую превышает прибыль с его первой покупки, поэтому в программе лояльности и коммуникации с ЦА сделан упор на возврат и удержание клиентов. |
Promotion | Создан институт аккаунт-менеджмента, который реализует позиционирование компании в b2b-экспертизе, а также удерживать клиентов, повышать их LTV за счет управления допродажами. | Выстроена коммуникация с потребителем на всех этапах пользовательского путешествия. Переупакованы каналы коммуникации бренда для удобства пользователя. |
Термины и определения
Общие положения и условия
Обязательства Пользователя
Пользователь самостоятельно несет ответственность за любую информацию и материалы, размещенные на Сайте. Компания не инициирует размещение указанной информации, не выбирает получателей информации, не влияет на содержание и целостность размещаемой информации, а также в момент размещения Пользователем информации на Сайте не знает и не может знать, нарушает ли такое размещение действующее законодательство Российской Федерации, однако Компания вправе отслеживать, просматривать и/или удалять любую информацию и материалы, размещенные Пользователем на Сайте.
При размещении любой информации и материалов Пользователь не становится соавтором Сайта и отказывается от каких-либо претензий на такое авторство в будущем. Компания не выплачивает Пользователю авторского или любого иного вознаграждения, как в период, так и по истечении срока действия настоящего Соглашения.
Компания стремится к обеспечению достоверности информации, размещенной на Сайте, однако не несет ответственности за любые неточности и/или недостоверность информации, а равно сбои в работе предоставляемых через Сайт сервисов. Пользователь согласен с тем, что Компания не несет ответственность и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, интеллектуальной собственностью, товарами или услугами, доступными на нем или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные ожидания Пользователя, которые возникли в связи с использованием размещенной на Сайте информации или ссылки на внешние ресурсы.
Ни при каких условиях, включая, но не ограничиваясь невнимательностью или небрежностью Пользователя, Компания не несет ответственности за любой ущерб (прямой или косвенный, случайный или закономерный), включая, но не ограничиваясь потерей данных или прибылей, связанной с использованием или невозможностью использования Сайта, информации, файлов или материалов на нем, даже если Компания или ее представители были предупреждены о возможности такой потери. В случае, если использование Сайта приведёт к необходимости дополнительного обслуживания, исправления или ремонта любого оборудования, а равно восстановления данных, все связанные с этим затраты оплачиваются Пользователем.
Условия обработки и использования персональных данных
Принимая условия настоящего Соглашения Пользователь выражает свое согласие на:
Цель обработки персональных данных:
Компании, а также рекламно-информационных сообщений, касающихся продукции и услуг Компании и ее партнеров.
Прочие положения
По всем вопросам, связанным с нарушением авторских прав Компании, незаконного использования материалов Сайта или размещением ложной, вводящей в заблуждение информации о Компании, просим обращаться по следующим контактным данным:
125047, г. Москва, ул.2-ая Брестская, д.30, офис 500, телефон +7 929 559-05-28